ТЕЛЕВИК

сегодня / 21/09/17
время / 06.22
  сделать стартовой

ЛЕКАРСТВО ОТ НЕЗНАНИЯ

Сентябрь – месяц знаний. Или их отсутствия.
 
 В незнании - сила
Знаете ли вы, когда и кем был основан Московский государственный университет? Не знаете, и правильно делаете, зачем вам знать такие вещи? А если найдется кто-то излишне любопытный, кто спросит вас об этом, ответьте ему, что многие знания умножают скорбь, и во многоглаголании спасения не будет. Кому может понадобиться информация о том, что Университет этот был основан государыней Елизаветой Петровной в год от Рождества Христова одна тысяча семьсот пятьдесят пятый? Должно быть, студенты университета могли бы знать эту дату, но об этом лучше спросить у них самих.
 
Представьте себе, нашлись люди которые пришли на журфак МГУ и спросили. Труден оказался вопрос для будущих корифеев пропаганды и агитации, только 14% опрошенных вспомнили и год основания знаменитого ВУЗа и имя державной основательницы. Все же прочие разошлись во мнениях, разброс дат был от «1230 какой-то» (не иначе как респондент вспомнил Батыево нашествие) до «1800 какой то» - здесь, видно, в памяти всплыл пожар Москвы или даже Крымская кампания. Авторство указа приписывали Петру I, Екатерине I и Екатерине II, Ломоносову, Шувалову, Александру I (причем, студент, назвавший Благословенного императора, указал временем его царствования аж четырнадцатый век), а также Николаю I и даже самому товарищу Сталину (куда же без него). А вот настоящую фамилию Иосифа Виссарионовича половина студентов-журналистов вспомнить не смогли. Это уж совсем никуда не годится. Такие вещи надо знать твердо, особенно сейчас. Но имя вождя народов было не самым трудным вопросом. Только каждый двадцатый студент-журналист вспомнил имена русских писателей – лауреатов Нобелевской премии, и смог их перечислить. Зато каждый четвертый студент журфака МГУ сказал, что лауреатом Нобелевки был Набоков (привет, Лолита, слышите, господа борцы за нравственность?). Студенты также «присудили премию» Пушкину, Достоевскому, Толстому, Блоку, Горькому, Платонову,  Булгакову и даже Василю Быкову (хотя, по моему глубокому убеждению, автор «Сотникова» и «Третьей ракеты» это награду действительно заслужил больше, чем многие нобелиаты). Что же касается заслуг самого Альфреда Нобеля, то лишь двадцать процентов опрошенных вспомнили, что великий филантроп прославился изобретением динамита. Большинство посчитало Нобеля изобретателем нефти (ну, нефтяные заводы «Нобель» действительно существовали), а также водородной бомбы, электричества и эбонитовой палочки.
 
Два мира – два студента
Над этим можно смеяться, а можно сказать, что образование ума не прибавляет, и это тоже будет правдой. Но есть такая штука, как кругозор и желание учиться, и если это желание не привито в средней школе, то в рассчитывать что оно проснется в университете – напрасный труд. Дело здесь не в едином государственном экзамене, со всех сторон критикуемом, он тут ни при чем. Отечественный ЕГЭ – это абсолютно суверенный продукт, он похож на американские тесты меньше, чем автомат Калашникова на штурмовую винтовку Шмайссера. Следите за руками – наш ЕГЭ выявляет, в первую очередь объем знаний в голове ученика, и соответствие этих знаний генеральной линии. Не случайно экзамен называется и единым и государственным, государство напрочь не верит в то, что школьник, по доброй воле освоит программу, а учитель поставит ему заслуженные оценки. Американский тест (их несколько) проверяет способность к обучению в университете. Его баллы – это отражение того, в какого уровня колледже ты можешь учиться. Если ты достоин Гарварда и Йеля – что же, давай посмотрим, сколько будет это обучение для тебя стоить. Нет денег – значит, будем искать. Платное образование (платное и дорогое, да) обозначает то, что кто-то – не обязательно сам студент – эти деньги должен будет заплатить. Есть стипендии, гранты, благотворители, сам колледж может заплатить за тебя, если увидит перед собой будущую звезду. Добровольческие вооруженные силы США тоже могут оплатить университеский курс для своего солдата. Ну и свои деньги приветствуются. Жестко? Да. Но есть один плюс. Пойти на поиск этих денег может только тот, кому это действительно нужно. Есть такое слово – мотивация. Можешь учиться на высоком уровне – что же, у тебя есть шанс. Не можешь? Очень жаль, поищи другую дорогу в жизни. Для того, чтобы жить зажиточно и сытно высшее образование в США не обязательно.
 
Наше высшее образование тоже вроде было стало платным, но студент (в основном) думает, что он платит за диплом, а не за знания. Почувствуйте разницу. В экономике, которая вращается вокруг извлечения и распределения рентных доходов важно не то, ЧТО ты знаешь, а КОГО ты знаешь и КТО знает тебя. И чей ты муж, зять, сын, внук, или кому бегал за пивом. А потому диплом вещь нужная, но успех в жизни не определяющая. Если тебя назначили на правильное место, то тебе ничего не стоит выстроить перед собой десяток очкариков-грамотеев, и заставить их отвечать на самые заковыристые вопросы.
 
Горькое лекарство
Но так или иначе, фундаментом образования в институте служит образование в школе. И вот здесь нас ждет целая бочка дегтя, потому что если в России оказался девальвирован университетский диплом, то что уж говорить о школьном аттестате. Нечего о нем говорить, потому что школьник не видит авторитета и образца для подражания в школьном работнике, из которого государство упорно делает не то политрука, не то массовика затейника, не то старшего по команде, ответственного за шестичасовое пребывание в школьных стенах будущих избирателей. В свое время советская школа пыталась взять за образец русскую классическую гимназию, которая в свою очередь была скопирована с гимназии прусской. Вот только в германской гимназии статус педагога был таков, что, как рассказывают, король Фридрих-Вильгельм, заглянул как то в школьные классы, а преподаватель только махнул монарху рукой, мол, садись и не мешай. Дети и не обратили внимания на незнакомца в мундире, понятно же, что главный в классе – господин учитель! Сейчас российский учитель от мелкого чиновника зависит много больше, чем прусский учитель – от своего короля. И лекарство здесь одно – образование в школе должно быть платным. И не всеобщим. И тогда можно будет рассчитывать на то, что школьник будет дорожить своим аттестатом, а до ВУЗа доберутся те, кому он действительно будет нужен.
 
Дмитрий Прокофьев
 

Архив анонсов
ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ
1+1
БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ
НЕСНОСНЫЕ БОССЫ
ЭВОЛЮЦИЯ БОРНА
ПАРКЕР
SLOVE. ПРЯМО В СЕРДЦЕ
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ УЧИЛКА
все анонсы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(812) 327 7830
(812) 309 2724    Rambler's Top100    Телевик - популярный журнал о кино, театре и искусстве
Телевик
Страховой брокер SPB-Broker - страхование КАСКО, ОСАГО Санкт-Петербург